Поиск
  • РТС

Секрет счастья

Станислав Попов уверен, что каждый человек любит танцевать, даже если он об этом не догадывается. Довод прост: наша жизнь подчинена определенному ритму, а как его можно почувствовать лучше всего, как не в танце?


В общем, если следовать заданному ритму и слушать музыку времени, то сейчас для интервью с Президентом Российского танцевального союза вице-президентом Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту (WD&DSC) настал самый подходящий момент. В 2007 году Станислав Попов отмечает сразу 3 юбилея: свое 60-летие, 40-летие с начала профессиональных занятий бальными танцами и 20-летие Русского танцевального союза.


«Золотые» ботинки


Я начал танцевать серьезно в 1967 году и танцевал активно вплоть до 1994 года. Так что общий «стаж» активной танцевальной жизни составляет 28 лет. В среднем за год «уходило» 5-6 пар. Так что только за это время наберется около 150-160 пар, а то и больше. А в чемодане у меня с собой всегда только одна пара танцевальной обуви, но надежная!


«Давайте потанцуем?»


В известном фильме «Давайте потанцуем?» герой Ричарда Гира, преуспевающий юрист, вдруг решает заняться танцами. И сначала «виной» тому стала преподаватель танцев в исполнении Дженнифер Лопез. Но в конечном итоге Джон (Гир) понимает, что бальные танцы – это танцы, а семья – это семья… Меня как-то спросили: «Может ли эта ситуация «по жизни» разрешиться иначе? Иными словами, уйдет ли человек от семьи, влюбившись в танцы и своего преподавателя?» Мне кажется, каждая ситуация индивидуальна, поскольку все будет зависеть от того, почему человек решил что-то изменить в своей жизни. В фильме «Давайте потанцуем?» герой Ричарда Гира и не собирался уходить от любимой жены и детей, просто ему хотелось «еще чего-то» вдобавок к семейной гармонии. И он это «что-то» обрел. Кстати, мой жизненный девиз такой же, как в фильме: «Танцуйте и будьте счастливы!»


Совет женам


…А потому, дорогие женщины, если вы вдруг узнаете, что ваш супруг втайне от вас стал вальсировать, не спешите бить тревогу и, тем более, ставить мужа перед выбором: или я или танцы! Поступите более мудро. Например, как «жена» Ричарда Гира по фильму, подарившая мужу танцевальные туфли…А может, вскоре вы вместе откроете для себя этот волнующий мир? Ведь занятия танцами дарят потрясающие ощущения. Двигаясь под музыку, нам открываются дополнительные жизненные силы, эмоции, переживания. А это сильно помогает «освежить» семейную жизнь…


Искусство прикосновения


Конечно, и в моей практике были случаи, когда студенты влюблялись в своих преподавателей танца. Но это не массовое явление. Хотя бы просто потому, что преподавателей на всех не хватит… Ну и надо понимать, что сама эта профессия предполагает определенный флирт. Надо произвести впечатление, создать хорошее настроение. К тому же танец - это эротическое действие. Два человека соприкасаются, двигаются вместе, чувствуют определенную гармонию своих движений…Чаще всего преподаватель и студенты испытывают симпатию друг к другу, учителя уважают, ему доверяют, но романы «на танцполе» возникают не всегда.


Между прочим, в Америке часто перед началом урока танцев и по его окончании принято «to give a Hug» студентке, т.е. обняться. Я думаю, у нас тоже так будет. Это очень по-дружески, нежно, но без какого-либо личного интимного приближения…А у англичан есть даже такая формула: Teaching is touching, т.е. «преподавание – это прикосновение». И это правильно. Ведь как иначе понять, какие группы мышц должны работать? Какие мышцы должны расслабляться, а какие, наоборот, сокращаться? Научить этому можно только путем прикосновения. Но это должно быть деликатно, ненавязчиво, без вторжения во внутреннее духовное пространство человека. А вообще задача преподавателя – не столько научить технике определенных движений, сколько создать у студента ощущение радости от занятий, от движения под музыку, чтобы он почувствовал, как его тело красиво и гармонично.


Никогда не поздно начать


Очень часто люди, никогда не занимавшиеся танцами в детстве, вдруг решают начать танцевать уже в зрелом возрасте. Конечно, цели у всех могут быть разные: желание улучшить свою форму, знакомство и проч. Но очень часто случается так, что человек, придя на занятия, к примеру, чтобы сбросить несколько килограммов, потом начинает танцевать… только ради самих танцев! Человек видит других танцующих людей, как они красиво двигаются – и это его просто «заражает»! Кстати, часто полные люди бывают очень легкими в движениях. Например, недавно вышел фильм, посвященный знаменитому американскому преподавателю Пьеру Дюлейну (Pierre Dulaine). Так вот он в Бруклине или в Квинсе, точно не помню, но в одном из проблемных районов Америки организовал бальные классы и начал заниматься с подростками. Это абсолютно реальная история. В фильме несколько ребят были очень полными, но они замечательно двигались. А в начале этого года в Буэнос-Айресе прошел чемпионат мира по бальным танцам, когда профессионалы выступали со своими студентами. Что-то вроде нашей программы «Танцы со звездами». Одна дама-студентка была достаточно крупногабаритная, но когда она попала в финал, так народ просто неистовствовал от восторга! Она и ее преподаватель стали героями вечера. Они танцевали ча-ча-ча, румбу, самбу, европейскую программу. И это было действительно красиво! Согласитесь, что когда люди по телевизору смотрят на моделей, они обычно понимают, что до их пропорций им далеко. Ведь в жизни гораздо больше людей, которые далеки от этих параметров. И когда они видят, как полный человек вышел на сцену, что он танцует и он счастлив, то у них появляется вдохновение.


Вообще каждый человек комплексует. Для многих людей переступить порог танцевального зала – все равно что преодолеть барьер внутри себя. Но сделать это никогда не поздно.


Токио, 1988 год


Это был последний танцевальный турнир. Мне был 41 год, моя первая супруга и партнерша Людмила Бородина находилась на 5-м месяце беременности… Накануне этой поездки мы для себя решили, что настало время закончить профессиональную танцевальную карьеру и начать преподавать. Конечно, мы и до этого много преподавали, так что переход произошел постепенно и сам собой. А тот турнир был потрясающим. Выступали лучшие пары мира, играли три оркестра…Это был красивый момент для завершения одного – и очень продолжительного – жизненного этапа. Мне кажется, каждый профессиональный танцор должен чувствовать, когда настало время закончить танцевальную карьеру. Танцы жестоки. Конечно, официально возраст танцора никто не ограничивает. В профессиональных танцах человек, достигший 35 лет, автоматически переводится в категорию сеньоров, а там может танцевать как угодно долго. На этот счет вспоминаю диалог с балетмейстером Игорем Моисеевым. Его спросили: «Можно ли танцевать до 40 лет?» - «Можно» - «А до 50?» - «Можно» - «А до 60?» - «Танцевать-то можно, смотреть нельзя». И я согласен с этим. Но, опять же, здесь речь идет о танцорах-профессионалах, поскольку в конкурсной программе разница в возрасте как внутри самой пары, так и среди танцующих пар очень заметна. А как любитель танцевать можно сколько угодно, ведь танцы сами по себе дарят ощущение радости, а значит, продлевают жизнь.


Закаты и рассветы


Когда идет Кубок Мира, мы предлагаем зрителям потанцевать между отделениями. В это время я приглашаю свою нынешнюю супругу Татьяну. Мы танцуем не для публики, а просто для себя. И это одно из самых романтичных мгновений! А еще мне нравится танцевать на Венском балу, когда время подходит уже к 5 утра. Так романтично мы встречаем июньский рассвет. В это время играют самые медленные мелодии и самые красивые… А в теле – такая счастливая усталость. Конечно, я рад, что и сейчас могу протанцевать всю ночь подряд. Правда некогда, поскольку надо и гостям уделять внимание, ведь мы организаторы.


Манерность? Нет, манера!


За свою танцевальную жизнь я повидал много сильных пар. Но до сих пор меня поражает способность отдельных танцоров раствориться в музыке и друг в друге во время танца. И дело тут не только в хорошей технике. Но часто даже у опытных танцоров остается много лишнего, наносного, желание скопировать манеру танца у ведущих пар мира. Но это же видно сразу! Копия есть, а индивидуальности нет. Помню, когда я учился в ГИТИСе, у нас преподавал искусство балетмейстера заведующий кафедрой хореографии, лауреат всех возможных премий, народный артист СССР, легендарный Ростислав Захаров. Никогда не забуду его слов о том, что «есть манера, а есть манерность». Это совсем разные вещи!


«Танцы со звездами»


Мне кажется, секрет успеха этого проекта в том, что каждый человек хочет танцевать, пусть даже иногда люди боятся себе в этом признаться. Ведь танец – это не что иное, как организация своего тела во времени и пространстве. Танец – это ритм, а вся наша жизнь в той или иной степени подчинена ритму. А еще движение очень хорошо воздействует на человека, на его физическую и духовную сферу. Так что я уверен, что танец – это естественное состояние для человека. Любой из нас в той или иной степени - танцор.


А насчет «Танцев со звездами»… Допустим, кто-то хочет заняться танцами, но пока не решается. И вот он видит на экране знакомых героев, которые, начиная практически с нуля (на подготовку к первому выступлению дается всего 6 недель), достигают потом заметных результатов. Что подумает этот человек? - Конечно, что и он сможет так же!


…Если бы я вдруг оказался на месте новичка, впервые выходящего на паркет, я бы предпочел танцевать румбу или страстное танго. Но в программе «Танцы со звездами» танец не выбирают, а получают задание от редакции – за неделю до следующей программы. Например, продюсеры решают, что половина пар будет танцевать танго, а половина – фокстрот… А дальше сюжет уже придумывают тренер и «студент».


Слово об аргентинском танго


Танцуя всю жизнь «классическую» и «латиноамериканскую» конкурсные программы, я столкнулся с аргентинским танго лишь однажды – когда, будучи в Германии, на очередном танцевальном турнире, я для интереса взял несколько уроков. Мои ощущения? – В аргентинском танго концентрация той энергии, которая находится между партнерами и пытается вырваться наружу, настолько высока, что это нельзя сравнить не только с европейским танго, но и ни с каким другим танцем. Европейское танго более адаптировано к исполнению всеми народами, а аргентинское - это пламя, страсть. Это филигранная техника аргентинского танца, где в тесном контакте происходит разговор не просто тел и ног, а души и сердца. Жаль, что аргентинское танго пришло в Россию только недавно, и сейчас у меня уже нет возможности изучить этот танец. Просто нет времени…


Семья. Резюме


Моя первая семья (партнерша, а затем супруга Людмила Бородина и дочь Ксения) живет в Америке. Ксении сейчас 18, и она никогда не любила танцы (по крайней мере, она в этом уверена). Возможно причина в том, что с раннего детства мы часто оставляли ее с другими людьми, поскольку были вынуждены подолгу гастролировать. А когда мы брали ее с собой, она не понимала, почему мы не можем уделить ей больше внимания… Зато у нее хороший голос и три года назад она начала серьезно заниматься вокалом. В результате два года назад она заняла второе место на конкурсе сопрано в штате Вашингтон, в этом году - уже первое место, и получила стипендию в одном очень известном музыкальном колледже около Лос-Анджелеса. Теперь она студентка 1 курса.


Моя вторая супруга Ирина Остроумова и сын Никита (ему сейчас 10 лет) живут в Москве, и мы поддерживаем отношения. Пять лет назад Ирина взяла Никиту к себе на занятия в танцевальную школу, но ему там не понравилось, поскольку в группе были одни девочки. Так что после нескольких занятий он отказался «быть как девчонки». Но недавно он увлекся диско-танцами и даже берет индивидуальные уроки. И немного, но все-таки стал заниматься европейскими танцами, правда, пока без партнерши.


Вот уже 3-й год я радуюсь жизни с Татьяной Печерниковой. Раньше она также занималась танцами, но сейчас у нее серьезная работа в крупнейшей телекоммуникационной компании, несмотря на это Татьяна успевает учиться в американском Университете экономики и бизнеса. Она свободно говорит на 4 языках и учит 5-й, но иногда берет уроки танцев и помогает готовить дебютанток Венского бала, поскольку на уроках она мне ассистирует.


… Как будет дальше складываться моя жизнь, я не знаю. Главное, чтобы было интересно.


Московская правда, 2007

Просмотров: 28

Станислав Попов,

заслуженный деятель искусств РФ

  • Почетный вице президент Всемирного танцевального союза (WDC), Академик Международной Академии творчества.

  • Лауреат премии Carl Alan Awards (2015) в номинации «За всемирный вклад в развитие танцев».

  • Основатель (1987) и бессменный президент Российского танцевального союза (Общероссийская общественная организация).

  • Президент Евро-Азиатского танцевального совета (EADC).

  • Продюсер и постановщик «Кубков мира» в Кремле (с 1995), шоу мировых звезд бального танца «Звездный бал» в Кремле (с 1999), чемпионатов мира и Европы в Москве (Кремль, Лужники, Международный торговый центр), С.Петербурге, Казани, Омске.

  • Председатель жюри «Танцев со звездами» (2006-2011) на канале РТР, Главный танцмейстер «Венского бала в Москве» (с 2003), балов в Вене, Киеве, Баден-Бадене, Монтрё, Алма-Ата.

  • Воспитатель поколений блестящих исполнителей бальных танцев в СССР и России. Спортивные бальные танцы.

"На сегодняшний день Россия - ведущая держава в танцевальном спорте. На эти позиции мы вышли за последние 30 лет. Ушло то время, когда мы узнавали о танцах из зарубежных журналов!"

                                                                                                          Станислав Попов

КОНТАКТЫ: Тел.:  8 (495) 796-91-03, Факс: 8 (495) 624-34-75, E-mail: popov@rdu.ru
Адрес офиса Российского Танцевального Союза: 101000 Москва, Лучников переулок, д.4. стр.1.
Проезд: ст.м. «Китай-город», выход на ул. Маросейка. Повернуть на Лубянский проезд, первый поворот направо - Лучников переулок или ст.м. «Лубянка», выход к Политехническому музею на Лубянский проезд

  • Facebook
  • YouTube
  • Instagram

© Станислав Попов, официальный сайт

ВНИМАНИЕ! Сайт содержит авторские материалы. Использование без разрешения ЗАПРЕЩЕНО!