Станислав Григорьевич Попов – президент Российского танцевального союза, вице-президент Всемирной федерации спортивных танцев. Награжден Почетной грамотой Президента РФ. Заслуженный деятель искусств РФ. Родился в Москве. Образование – Московский энергетический институт и ГИТИС по специальности «балетмейстер». Призер чемпионата Москвы по современному троеборью 1964–1965 гг. Мастер спорта по современному пятиборью. В 1968 г. родилась танцевальная пара Станислав Попов и Людмила Бородина, ставшая впоследствии легендой бального танца СССР. Завершив свою профессиональную конкурсную карьеру, Поповы продолжили педагогическую деятельность и в 1991 г. были официально приглашены на тренерскую работу в США. После возвращения в Россию Станислав ведет огромную организационную работу в области танцевального искусства не только на родине, но и за рубежом.
– Станислав Григорьевич, помимо конкурсных танцевальных событий в вашей жизни есть еще и светские – Венский Бал в Москве, Московский Бал в Вене, Пушкинский Бал в Киеве, Русские Балы в Лондоне, Баден-Бадене, Риме, Биаррице, Астане, где вы выступаете главным танцмейстером – и все в партнерстве с компаний «Венский Бал. Москва». Чем привлекательны для вас эти балы?
– Балы мне очень нравятся потому, что они делают людей счастливыми! И наверное, мой слоган: «Танцуйте и будьте счастливы!» – в большей степени реализуется не на танцевальных конкурсах, а в процессе обучения танцам, на балах и при подготовке к ним, когда обычные люди, не профессионалы-танцоры, готовятся к этим событиям и многие специально берут для этого уроки танцев.
– Многие слышали о Венском Бале в Москве, но не все еще успели на нем побывать. Что такое вообще бал в современном понимании?
– Бал – это большое светское и культурное событие. Это другая ипостась бальных танцев, проникновение в мир танца, знакомство с традициями. Балы тем и хороши, что в них нет соревновательности, нет занявших первое и последнее места, все равны, красивы и счастливы. Разница, быть может, в размещении столов и стоимости билетов, но в итоге она стирается и все сливается в очень элегантное броуновское движение, когда людям легко и комфортно. Балы во всем мире имеют богатую культуру. К сожалению, после революции в нашей стране многие бальные традиции были практически утрачены, и мы их возрождаем. А Венский Бал в Москве, по моему, событие очень высокого уровня, один из самых престижных сегодня в мире.
– А почему в Москве решили проводить именно Венские Балы?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. Вена – самый бальный город в мире. Ежегодно в австрийской столице проходит около 300 балов. Самый престижный и знаменитый бал – в Венской опере. Но там есть одна серьезная проблема – нехватка пространства для танцев. Многие стремятся попасть на этот бал, а от души потанцевать удается далеко не всем. Когда мы задумывали с Александром и Элизабет Смагиными бал по формату Венского оперного, то учли это обстоятельство и выбрали для его проведения прекрасные и просторные залы Манежа у Кремля и Гостиный Двор. Осваивать их было трудно, опыт приходил от бала к балу. Но результатом мы очень довольны: Венский Бал проходит на высоком организационном и эстетическом уровне.
– А какова роль дебютантов на Венском Балу?
– Очень важная роль! Венский Бал трудно представить себе без дебютантов. Ведь им поручена важная миссия – открыть бал! У нас очень серьезный отбор дебютантов, который мы проводим по той же схеме, что и в Вене: собеседование за полгода до бала, возраст кандидатов от 16 до 24 лет, обязательное условие – незамужние девушки и холостые ребята, умение танцевать или курс обучения с танцмейстерами бала и обязательный дресс-код.
– То есть это не бал невест, как иногда по ошибке думают о Венском Бале?
– В прямом смысле слова – нет. За 13 лет проведения Венских Балов в Москве было выпущено более полутора тысяч дебютантов. У них даже сложился своеобразный клуб. Образовались семьи из дебютантов бала, родились дети. А наши девушки, пережившие однажды незабываемую ночь на балу и свой первый вальс, не бросают увлечения танцами и приезжают на другие балы, которые мы проводим в разных городах Европы.
– А могли бы подробнее рассказать о содержании Венского Бала в Москве?
– Венский Бал имеет свои безусловные традиции и протокол. Начинается бал торжественным полонезом в исполнении дебютантов под звуки симфонического оркестра. В нынешнем году на танцпол выходят 130 красивых, молодых пар в белоснежных платьях и черных фраках. Затем приветствия, дивертисментный номер, первый вальс под музыку «На голубом Дунае». Далее звучит традиционное приглашение главного танцмейстера всех желающих: «Аллес вальцер!» И к компании дебютантов присоединяются остальные нарядные пары гостей. Около часа длится первая часть программы. Потом проходит парад поваров – тоже нерушимая традиция Венского Бала. Они представляют блюда австрийской кухни. В полночь начинается гала-концерт оперных звезд в сопровождении симфонического оркестра, позже их сменяют эстрадные и джазовые коллективы, исполняющие более демократичную танцевальную программу.
– А есть ли какая-то «изюминка», ноу-хау, привнесенное в традиционную программу?
– Мы попробовали на одном из наших балов к австрийским полькам и вальсам добавить русский колорит – кадриль. И теперь это один из самых любимых танцев, в котором участвуют до тысячи человек одновременно! Зрелище впечатляющее! Абсолютный рекорд для Книги Гиннесса. По ходу бала один музыкальный коллектив сменяет другой, джазовые и латиноамериканские ритмы захватывают танцующих гостей. Программа завершается под утро.
– Тогда что такое Русский Бал, вы ведь и такие проводите?
– Да, мы проводим Русский Бал в разных городах и странах по концепции, близкой к Венскому Балу. Австрийцы выработали универсальный бальный формат. В Киеве мы проводили Пушкинский Бал, Московский Бал – в городской ратуше Вены. По отзывам искушенной венской прессы, наш бал попал в десятку лучших балов Вены. И это неудивительно: у нас всегда великолепно украшенный зал, звучат прекрасные симфонические оркестры, оперные и балетные солисты Большого и Мариинского театров, царит непередаваемая зажигательная атмосфера, которую могут создать, кажется, только русские.
– А кто в основном ходит на балы? Профессиональные танцоры или любители?
– На балы приходят все категории публики. Немало среди них людей, которые не умеют танцевать. Или им кажется, что не умеют. Не попробовав, не узнаешь. Тем более что на наших балах достаточно представителей известной школы танцев «Гала Дэнс» – чудесных партнеров, которые помогут новичкам сделать первые шаги на танцполе. А новички видят прекрасно вальсирующие пары – и после бала идут в школы танцев, на индивидуальные уроки, чтобы на следующем балу вместе с другими получать наслаждение от танцев.
– Последние несколько лет Венский Бал сотрудничает с джазовым оркестром «Данс Лэнд» под руководством Семена Мильштейна…
– Идея пригласить на танцевальное событие джазовый оркестр возникла у меня очень давно. Мы успешно работаем с группой «Семь ветров» Георгия Мушеева, которая создает уникальную латиноамериканскую музыку, и нам нужен был коллектив, исполняющий произведения для европейских танцев. Несколько лет назад я услышал оркестр Семена Мильштейна, познакомился с ним, и мы начали приглашать его на события Российского танцевального союза, а потом и Венские Балы в Москве. Семен поддержал меня, когда я задумал, чтобы на 13-м Венском Балу, посвященном 70 -летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, прозвучало как можно больше советской музыкальной песенной классики и мелодий фронтовых лет. Мы отобрали около 30 советских мелодий – например, «Утомленное солнце», «Синий платочек», «В лесу прифронтовом», вальс из фильма «Весна на Заречной улице», «Катюша»…
– Это все хотя и приятная, любимая, но работа, а как вы предпочитаете отдыхать?
– Знаете, несколько лет назад я нашел для себя прекрасный способ расслабления – пение. Оно дарит удивительные ощущения. Я бы посоветовал всем людям петь, просто для себя. Хорошо снимают напряжение тренажерный зал и бассейн. Переключение внимания с одного на другое всегда помогает. Люблю путешествовать. Например, побывал как-то за месяц в Гонконге, Китае, Вьетнаме, на Филиппинах. Впечатление колоссальное! Понравилось сафари в Африке. Моя мечта – однажды вырваться на большое сафари в Кению, скажем, в национальный парк Серенгети.
Мария Романова
Comments