top of page
Popov-Signature.png
Поиск
  • Фото автораРТС

Бальные танцы - вечная классика!

- Станислав Григорьевич, как вы оказались в бальных танцах?

- Впервые я начал ими заниматься еще классе в 8-м. Тогда я не умел танцевать и очень хотел научиться. Поэтому мы с друзьями решили пойти в школу танцев в Сокольниках. Но в то время не проходило никаких турниров, соревнований, чемпионатов по бальным танцам, и как-то интерес был утерян. Мы просто ходили на танцплощадку в Сокольниках для себя. И я продолжил заниматься спортом - спортивным плаванием, в котором получил 1 разряд, пятиборьем, где был призером чемпионата Москвы среди юношей и стал Мастером спорта. Но когда я поступил в институт, мой старший брат, который уже занимался бальными танцами, позвал меня в школу танцев при доме культуры "Химик". И сказал, что у них есть одна свободная партнерша, причем очень симпатичная. Я пришел на занятия, увидел эту девушку, которая мне и правда понравилась, и решил танцевать. С этого я и начал серьезно заниматься бальными танцами.

- Вы изучали какие-нибудь другие танцы помимо бальных?

- Конечно! В 1979 г. мы с моей партнершей и супругой Людмилой Поповой (раньше Бородиной) выиграли чемпионат социалистических стран. Тогда была традиция в СССР награждать победителей различных Чемпионатов по их выбору - кому машину, кому квартиру. А мы попросили открыть в ГИТИСе отделение бального танца на кафедре хореографии. И уже через год была набрана группа "бальников". Мы должны были преподавать в этой группе, но я сказал: "Как же мы можем преподавать, когда наши ученики закончили ГИТИС, а мы там даже не учились?". И мы с супругой тоже стали студентами! Вот там-то мы изучали и занимались народно-сценическим, классическим, историческим танцем.

- Какой танец среди бальных самый любимый?

- Я очень люблю румбу, потому что это танец любви. Я мечтаю о таком турнире, где бы все танцевали только румбу! А если говорить о европейской программе, то, конечно, любимый танец это танго.

Станислав и Людмиоа Поповы, Чемпионат социалистических стран, Москва. Третий танец финала - румба.
Станислав и Людмиоа Поповы, Чемпионат социалистических стран, Москва. Третий танец финала - румба.

- Современные бальные танцы как-то видоизменились за последнее время?

- Сейчас бальные танцы, как известно, состоят из европейской программы: это медленные танцы - вальс, танго, фокстрот, квик-степ и венский вальс, и из латиноамериканской программы: ча-ча-ча, самба, румба, пасадобль и джайв.


Но эта программа формировалась временем. До войны, например, латиноамериканские танцы на турнирах не танцевали. Да и некоторое время после их включения в программу было только 4 танца, джайв прибавили лишь в 1971 году. В европейской программе в начале 20 века был вальс бостон и танго. И лишь в 30-годы прибавился фокстрот.

- А советский период как-то повлиял на бальные танцы?

- Да, советское руководство считало, что, если мы танцуем "их" танцы, пусть они танцуют "наши"! Даже был издан указ о создании советских бальных танцев, а потом выпущен целый список из 150 советских танцев для изучения, которые утверждали в Центральном доме народного творчества им. Крупской. "Специалисты", которые работали там, не только сочиняли эти танцы, но и делали их описания, выпускали пособия, книжки. Но их никто так и не принял. Ритмы советских танцев никак не вписывались в международную программу. Ибо бальный танец - это, прежде всего, оригинальный, неповторимый ритм и узнаваемая мелодия. Когда танцоры готовятся к турнирам, они не знают, какая там будет музыка, т.е. какая мелодия вальса, ча ча ча или танго. Но они знают, что будет звучать танго, ча ча ча или вальс, которые они узнают безошибочно по той ритмической основе на которой строится и сама мелодия танца. Хотя, справедливости ради, можно сказать, что и среди советских танцев были неплохие - например, русский лирический, сударушка, построенные на элементах народной хореографии.

- Как вы оцениваете профессионализм российских танцоров?

- В советское время международные чемпионаты были для нас чем-то недосягаемым. Тогда мы с моей партнершей были первой советской парой, которая имела очень высокие результаты за рубежом. Потом, со второй половины 80-х годов для русских танцоров стали доступны любые турниры, появилась возможность приглашать зарубежных педагогов, и ситуация резко изменилась. В последние 10-15 лет бальные танцы получили особое развитие, и на сегодняшний день Россия переживает настоящий танцевальный бум. Существует большое количество коллективов, талантливых пар. Хотя надо сказать, что многие российские танцоры уехали за границу и выступают сейчас за Англию, Германию, США, Бельгию, Люксембург, Италию. Например, на закрытом любительском чемпионате в Германии в прошлом году из 7 пар финалистов в каждой партнер или партнерша были русскими танцорами.

- Многие ли сейчас занимаются бальными танцами?

- В настоящее время интерес к латиноамериканской музыке и танцам стремительно возрос. Существует очень много спортивно танцевальных клубов. Практически в любой общеобразовательной школе есть кружок бальных танцев. Но помимо этого существует и огромное количество клубов по Москве, где танцуют клубную латину, хастл, мамбу и т.д. Недавно я был удивлен одной картиной. Я сидел вечером на летней веранде итальянского ресторанчика "Академия", около МХАТа. Тут пришли ребята, поставили магнитофон и начали танцевать буги-вуги, причем достаточно профессионально! Это не было никаким показательным выступлением, они просто танцевали для себя. Народ собрался и смотрел на это с удовольствием.

- А какова ситуация со школами бальных танцев на западе?

- Там как раз основным танцевальным бизнесом являются не танцевальные соревнования или танцевальный спорт, а именно массовые школы бальных танцев. Например, в Голландии существует очень хороший подход к привлечению внимания к бальным танцам. Каждый год проводятся конкурсы новых танцев, которые потом включают в программы всех танцевальных школ. Эти танцы исполняются под самые последние популярные мелодии. Новые ученики приходят в школы танцев, и им ставят музыку, которую они слышат по радио каждый день. Но при этом она обязательно несет в себе ритм определенного танца. И их учат просто делать определенные движения под знакомую музыку, не говоря, что это: ча-ча-ча или самба. Естественно, это привлекает внимание, ребята начинают осваивать азы, у них это получается. И только потом преподаватели переходят к конкретному изучению определенных танцев.

- Венский бал- Где желающие могут потанцевать в свое удовольствие?

- Несмотря на достаточно хорошее развитие танцевального спорта, в нашей стране совершенно не развиты танцевальные площадки. Людям некуда прийти потанцевать. Есть спортивно-танцевальные клубы, которые существуют при школах и дворцах культуры, но нет крупных танцевальных центров. Как я уже говорил, существует много клубов, где танцуют именно клубную латину. Но туда может пойти в основном только молодежь. А есть люди разного социального положения и возраста, и не на каждую дискотеку пойдет взрослый человек, хотя ему тоже хочется подвигаться. Например, в Европе или штатах любой 5-звездочный отель имеет свой бальный зал, где обычно и проходят турниры. Это удобно и для участников, и для зрителей. Они размещаются в отеле, и на турниры никуда не надо выходить. В Москве же нет ни одного отеля с бальным залом. У нас эта культура еще не возникла, не сложился определенный менталитет. Единственным положительным сдвигом стало проведение балов - например, новогодних, выпускных. Также в Москве уже 2 раза прошли Венские балы.


- Чего ждут люди от бальных танцев, когда приходят на занятия?

- Целей очень много. И преподавателям очень важно выяснить, зачем человек пришел на танцы, чего он от них ждет. Например, в штатах существует как раз такой подход. В школах танцев среди преподавателей работают люди, цель которых завлечь клиентов в студию. Это не обязательно должны быть танцоры высокого профессионального уровня. Они и выясняют, что хочет клиент, чтобы дальше работать с ним в этом направлении. Одни приходят, мечтая похудеть - если заниматься интенсивно, можно, конечно, и похудеть. Другим просто понравились эти танцы, и они захотели также красиво двигаться. У кого-то танцуют друзья. Кто-то считает себя неповоротливым и неуклюжим и надеется стать более грациозным. Поэтому преподавателям с самого начала необходимо выяснить эту мотивировку, и ориентироваться на эти запросы.

- Что дают людям бальные танцы?

- Человек, который занимается бальными танцами хотя бы 2-3 года, действительно начинает лучше двигаться, становится общительнее, увереннее, потому что свобода в движении дает определенную внутреннюю свободу. Например, в Германии один из лозунгов танцевальных школ - "если вы занимаетесь танцами, ваш бизнес развивается успешнее". Многие занимаются годами, просто потому что это дает им большой заряд эмоций. Это хорошая релаксация, отключение, погружение в совершенно другой мир. Танцуя, люди преображаются. Когда они начинают учиться, и видят, что могут правильно двигаться в такт музыки, это вызывает у них определенный эмоциональный резонанс. К этому привыкаешь, это становится стилем жизни. Например, в Дании в одной школе есть даже так называемый "ленивый класс". Туда ходят люди, которые уже больше 15-и лет занимаются танцами. Они уже не платят за занятия, а просто приходят раз в неделю с едой, пивом. Они беседуют, танцуют, выпивают и закусывают, снова танцуют. Это уже просто приятное времяпрепровождение.

- Каково будущее бальных танцев?

- Сейчас очень хорошо развивается танцевальный спорт. Он является неким катализатором интереса к бальным танцам. В будущем будут возникать новые школы танцев, новые проекты. Однако нельзя приравнивать молодежную танцевальную культуру к сложившейся классической танцевальной культуре. Есть популярная диско-музыка, и есть музыка бальных танцев. А для того, чтобы развивались бальные танцы, и у людей было желание танцевать, прежде всего, должно быть здоровое общество. Ибо в условиях неблагополучной жизни общества танцы, как правило, не очень развиваются. Но как только жизнь становится лучше, люди хотят ощущать себя в атмосфере счастья, красоты, и начинают заниматься танцами. А танцевальный спорт будет по-прежнему рекламой для желающих заниматься этим.

- Вы можете назвать бальные танцы вечной классикой?

- Да, это в какой-то степени вечная танцевальная классика. Хотя иногда на турнирах или балах помимо обязательной европейской и латиноамериканской программы могут быть включены и такие танцы, как полька, мазурка, галоп. Хотя чем больше будет разнообразия, тем лучше для самого танцевального спорта.


- Расскажите курьезный случай из вашей профессиональной деятельности?

- Я помню один смешной случай, который я наблюдал на турнире 1968 года в Ленинграде. В то время на турнирах танцевали в очень пышных платьях. А судьи тогда сидели за столами. Это потом уже они стали ходить по паркету, хотя в условиях многочасовых турниров это немного сложно. Так вот одна пара танцевала квик-степ. В танце была дорожка шагов, они куда-то стремительно неслись. И вдруг партнер случайно поскользнулся, подсек партнершу, она упала на него, и в таком виде они буквально въехали под судейский стол! Причем они долго не могли оттуда выбраться, потому что ей мешал стол, ему, соответственно, сама партнерша, и к тому же это огромное платье.

- В чем изюминка бальных танцев?

Прежде всего, в том, что это общение мужчины и женщины. Эти танцы эротичны по своей природе, поэтому они притягивают людей. Например, на дискотеке каждый сам по себе. Он может танцевать и один, и в компании. А бальные танцы, это, прежде всего, парные танцы. Сам танец - это эмоциональная и трогательная история отношений между мужчиной и женщиной. И это очень красиво и романтично.


Так что Танцуйте и Будьте Счастливы!


Журнал "АЭРОФЛОТ"


320 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page