Имя Станислава Попова известно поклонникам программы «Танцы со звездами», выходившей в прошлом году на канале «Россия». Станислав Григорьевич был председателем жюри и, пожалуй, самым лояльным из всех судей. Он – известный в России и за рубежом танцмейстер, хореограф… Поклонники и младшие коллеги справедливо называют его «человек - история развития бальных танцев в нашей стране». А танцы сегодня, благодаря телевидению, невероятно популярны!
- У широкого круга зрителей вы стали популярны после выхода на экраны танцевальной телепрограммы. Как часто вас сегодня узнают на улице?
- (улыбается) Часто. Но почему-то иногда путают со «Звездами на льду». Потому что ледовые шоу дольше шли на «России», и на Первом канале. Люди меня видят, подходят, начинают рассказывать, как любят фигурное катание… (улыбается) Но вообще меня и раньше узнавали - потому что наша организация– Русский Танцевальный Союз, председателем которого я являюсь - давно организует Кубки Мира, по танцам. Другое дело, что они не так широко демонстрируются по телевидению, как ледовые программы.
- На танцы в России, да и в Советском Союзе очень долго не обращали никакого внимания. Фигурное катание – другое дело. Фигуристов знали, любили, они считались за национальных героев!
- У танцевального жанра в нашей стране были разные периоды. Например, в послевоенное время (пятидесятые – шестидесятые годы) общественной моралью (партией и правительством) категорически запрещалось танцевать фокстрот. Танго нельзя было танцевать. Джаз нельзя было исполнять… Потому что там часто звучали саксофон, контрабас. А это – «буржуазные инструменты», присланные нашими «идеологическими врагами» для совращения «молодых умов советских граждан». Такая была политика. У нас была …гармошка. Как Никита Сергеевич Хрущев провозгласил на одном из съездов, что «самодеятельность должна вытеснить профессионализм» в культурной сфере, так оно и стало.Апологеты советской культуры и советского танца тут же приняли эти слова как руководство к действию. Заявили: «Ну, если за границей хотят чтоб мы танцевали танго, пусть танцуют наше «яблочко»… а «советские люди должны танцевать советские бальные танцы!». Среди деятелей советской культуры даже возникала сумасбродная идея:«строителю коммунизма» в качестве выходного костюма больше подходит косоворотка, подпоясанная веревкой и лапти - а не фрак или смокинг, чуждые нашему обществу. В школе танцев в Сокольниках, где я учился,наш преподаватель Анатолий Губарев в 1962 году под большим секретом оставлял талантливых ребят из группы после занятий, и показывал элементы и фигуры из запрещенного «ча-ча-ча». Мне, тогда еще совсем мальчишке, не давал покоя вопрос: «шаг вперед – шаг назад – «ча-ча-ча»… в чем здесь «идеологическая невыдержанность»?… Единственными, кому можно было танцевать «буржуазные танцы» (по крайней мере им не запрещали) были космонавты. Точнее, их дети. Дочери Юрия Гагарина занимались танцами, Дженибековы, Попович и Береговые… Я там работал, в «Звездном городке», очень хорошие воспоминания остались.
- Ситуацию с танцами, как это часто бывает, спасла международная политика?
- Так и случилось. 1972 год стал годом рождения конкурсных бальных танцев, для нас. В Москве проходил фестиваль молодежи и студентов. Это было огромное событие в масштабах всей страны. Мы ведь жили «за железным занавесом». Общаться с иностранцами нельзя. Зарубежные радиопередачи глушились, журналы в печать не поступали… Западный мир был где-то далеко! А тут приехали десятки представителей из других стран – это же событие! В рамках фестиваля министерство культуры решило провести конкурс бальных танцев, причем по международной танцевальной программе. В состязании приняли участие три наши танцевальные пары – две из Латвии, и одна москвичей. И они заняли …последние три места. Это естественно – после «яблочка» (это я утрирую, конечно) – выходить на международные стандарты… сложно. В общем, опозорились мы перед мировой общественностью… Вскоре после фестиваля состоялось собрание – коллегия - министерства культуры Советского Союза. Мнения по поводу дальнейшей судьбы бальных танцев разделились. Заместитель министра культуры, некий господин Стриганов, в прошлом металлург, крайне резко высказался о «буржуазных танцевальных веяниях». «С каких это пор металлурги стали разбираться в танцах»? – резко перебила коллегу тогдашний министр культуры, Екатерина Фурцева. Судьба «жанра» была решена…
- Весьма распространенное мнение: танец – это несколько…не мужское занятие. Вот бокс – да, спорт для настоящих мужчин!…
- Такой советский взгляд… (улыбается) А знаете ли вы, что, например, до революции представители древнейших родов, известных фамилий в обязательном порядке учили своих детей танцевать. Это было важное умение, наряду с наукой фехтовать, стрелять или скакать на лошади.
- Но бокс – все-таки сила. А танец …вряд ли…
- Умение проявлять свои чувства, эмоции через движения и красоту - тоже сила. К тому же в танцах, как в любом виде спорта, тоже есть преодоление, подготовка, нагрузки - и немаленькие.
- Что дают человеку танцы?
- Счастье. Когда человек танцует, он чувствует себя хорошо. Движение под музыку, дает огромную радость.
- В каком возрасте, скажем так, не поздно начинать заниматься танцами?
- В любом! И я даже скажу, при любых физических возможностях. Я недавно получил видеокассету с записью, где танцует человек без одной ноги. У него два костыля и партнерша. И он совершенно немыслимые вещи делает. Они где-то в Южной Америке или Колумбии живут. Дают возможность другим почувствовать силу человеческого духа. А инвалиды – колясочники? Они выступают на чемпионатах Европы и мира, и вызывают огромное уважение к себе. Танцующий счастлив, это главное.
- После программы «Танцы со звездами» появилось много кривотолков, касающихся возникших личных отношениях между участниками пар. Например, говорили о любви между победителями первого шоу, ведущей РТР Марией Ситтель и танцором Владиславом Бородиновым, Анной Снаткиной и Евгением Григоровым, зрители (и журналисты) «поженили» даже Оксану Федорову и Александра Литвиненко – хотя бывшая «Мисс Мира» вышла замуж совсем за другого человека. Я понимаю, что комментировать чужие слухи – дело неблагодарное. Но вообще признайтесь – любовь между партнерами по танцам, часто возникает?
- Гораздо чаще и быстрее, чем в не танцевальных парах. Во-первых, партнеры очень много времени проводят вместе. Во-вторых, они живут в невероятно красивом, волнующем мире музыки и движения. Поэтому да, часто возникает взаимные чувства. В мое время, когда мы танцевали, у нас было больше супружеских пар среди танцоров, чем сейчас. Может быть, отношение к жизни было более …прагматичным?…(улыбается) В какой-то момент вставал вопрос: не лучше ли после занятий ездить в одно место, нежели провожать партнершу домой, а потом ехать к себе. Мы же тогда были джентльменами! Мы не могли себе позволить не провожать даму! А иногда приходилось ехать на другой конец Москвы, «на проводы»…
- Какие у вас прогнозы по поводу «Танцы со звездами-3»? Увидят ли зрители полюбившееся шоу в новом сезоне?
- Отбор участников, как мне сказали на канале «Россия», пройдет в конце этого года. Так что, думаю, народ опять прильнет к экранам, будет смотреть.
- Вам лично кого из непрофессиональных танцоров – артистов или спортсменов – было бы интересно увидеть в новом сезоне?
- Дмитрия Певцова – очень мне нравится этот артист. Но, думаю, он не будет участвовать. Ему уже предлагали танцевать, он отказался – мало времени. Мне было бы интересно увидеть нашу замечательную Ксению Собчак, как бы она себя проявила. Она была неожиданна в «Звезды в цирке», показала себя интересным человеком. С Николаем Баскоым мы как-то разговаривали. У него тоже проблемы со свободным временем. А так, говорил он, он бы принял участие в проекте. Ему танцы очень нравятся…
Недавно Станислав Григорьевич отметил юбилей, ему исполнилось 60 лет. Праздник он провел на аэродроме в подмосковной Кубинке, впервые в жизни летал на военном самолете. Ну, а супруга подарила ему настоящую звезду на небе – назвала его именем…Попов убежден, что понятия возраст как такового не существует. Надо просто побольше двигаться, и будешь всегда молодым…
Виктория Катаева
Comentários