top of page
Popov-Signature.png

Танцуют все

По традиции осенью в Кремлевском дворце съездов прошел Кубок мира по латиноамериканским танцам. И хотя победу в нем одержал дуэт из Великобритании, его итогом стало окончательное международное признание российского танцевального спорта. Об этом говорит отец-основатель турнира президент Российского танцевального союза Станислав Попов.

- Нынешний Кубок мира – 9-й по счету. Чем он отличается от восьми предыдущих?


- В течение 9 лет, которые мы идем от Кубка к Кубку, каждый раз получается что-то новое. Все уже привыкли к тому, что у нас хорошая музыка, правильный свет, красиво оформленная сцена. Привыкли к ажиотажу вокруг первенства и даже к тесноте в зале. С каждым годом мы уплотнялись все больше, так что нынче уже не смогли разместить всех желающих. Что касается результатов соревнования, то особенных сюрпризов здесь не произошло. Чемпионат завершился победой изначальных фаворитов - Пола Киллика и Ханны Картунен. Мало кто думал, что они проиграют: Пол и Ханна – одни из основных лидеров латиноамериканского профессионального танца.


- Каково место Кубка среди других соревнований по спортивным танцам?


- Это неофициальный турнир, хоть и престижный. Он принадлежит к тому типу соревнований – вроде известнейшего Блэкпулского фестиваля, International в Альберт-холле и чемпионата Соединенного королевства, которые превосходят официальные по своему уровню. На них выступают все ведущие пары, и из их результатов складывается картина распределения мест в мире, может быть, даже более объективная, чем на официальных соревнованиях.


- Однако на ваше первенство не приехали чемпионы мира - Брайан Уотсон и Кармен. Почему?


- Они не просто чемпионы, а четырехкратные. Между тем в прошлом сезоне во всех основных турнирах они побеждали нынешних фаворитов Пола Киллика и Ханну Картунен с перевесом всего лишь в один судейский голос. Думаю, они не хотели рисковать: авторитет Кубка в Москве слишком высок, чтобы поражение на нем прошло незамеченным.


- Когда и как возник ваш турнир?


- В 1995-м его учредил Всемирный совет по танцевальному спорту. Первоначально он назывался The World Challenge Cup. Но мы опустили слово «вызов» (англ. - Challenge), хотя на первых порах своеобразный вызов здесь, конечно, присутствовал. 9 лет назад мы были счастливы, что российские пары попадают в финал.


- Когда это произошло впервые?


- Тогда же, в 1995 г. А теперь они стали призерами и уже могут претендовать на победу в крупнейших международных турнирах. И вызов перестал быть вызовом. Ибо на сегодня ситуация такова, что некоторые ведущие зарубежные пары боятся приезжать к нам, хотя знают, что мы никогда не продвигаем своих танцоров и что этот турнир – самый объективный.


- А кто именно боится?


- Славик Крикливый и Карина Смирнова - танцоры из Украины, которые представляют Соединенные Штаты Америки. В последние годы они – одни из претендентов на мировое лидерство. Однажды Славик и Карина приехали сюда и проиграли Сергею Рюпину и Елене Хворовой. Это было 2 года назад, когда их позиции были выше, чем у Елены и Сергея. И проиграли в острейшей конкуренции, со счетом 3:2 по пяти танцам. Два танца они выиграли, а в третьем танце, в одну судейскую оценку, уступили противникам. И если учесть, что позиции нашей ведущей танцевальной пары Дмитрия Тимохина и Анны Безиковой где-то в районе 3-4 места, то неудивительно, что рядом стоящие пары предпочитают с россиянами встречаться на каких-то других международных турнирах, где есть судьи, которые могут их поддерживать.


- То есть о подлинной объективности здесь речи нет?


- Это неизбежная ситуация, потому что танцы - это не голы, очки и секунды, и в каком-то смысле судейство в них, конечно же, пристрастно. Вместе с тем чемпиона создает коллективное мнение большой группы людей, основанное на многолетнем наблюдении пар и соотношения результатов их выступлений на турнирах. И, как правило, публика с ним соглашается.


- Обыденным сознанием танцы воспринимаются все-таки как искусство. И применительно к ним непривычно слышать такие слова, как судья, тренер, чемпионат. Когда произошло это превращение и где?


- Танец стал спортом в начале прошлого века, когда была стандартизирована техника, принят определенный перечень фигур и система подготовки танцоров. В 1920-х уже прошли первые чемпионаты Европы - сначала по европейским, а потом и по латиноамериканским танцам.


- А откуда это пошло? Какая танцевально-спортивная школа – старейшая?


- Английская. Она считается наиболее устоявшейся, классической. В Англии живут наибольшее количество чемпионов - как по латиноамериканским танцам, так и по европейским. Хотя сейчас ситуация меняется. В последние годы в европейской программе стали очень сильны итальянцы, и, думаю, в будущем и российские пары также проявят себя.


- Когда Россия вошла в международный танцевальный спорт?


- В 1990 г., после того, как мы стали членами Всемирного совета по танцам и по танцевальному спорту (WD&DSC). Хотя, до этого мне с моей бывшей супругой доводилось успешно участвовать в чемпионатах Европы и мира. Мы танцевали на таком уровне и представляли такой интерес, что, несмотря на то, что Советский Союз не был членом этой организации, нас приглашали на все крупнейшие танцевальные турниры. Известно, что тогда существовали большие ограничения на выезды артистов, которые были сняты только после прихода Горбачева. Теперь невозможно себе представить, что для того, чтобы выехать, нужно было пройти огромное количество всевозможных комиссий: на работе, в районе, в городе, в ЦК партии.


- При всей своей зрелищности спортивные танцы не столь популярны, как фигурное катание, гимнастика или теннис. Почему?


- Кто сказал, что не популярны? В Москве около 300 танцевальных клубов, которые помещаются в школах, домах культуры и т.д. Зайдите в любую московскую школу - и увидите, что там преподаются бальные танцы. Просто определенная косность мышления наших спортивных деятелей не позволяет им понять, что это тот вид спорта, который необходим – социально, политически - как угодно. После инаугурации Буша весь мир обошли 2 фотографии: где он танцует с женой, и где он танцует с дочерью. Я думаю, что случайно такие вещи не происходят.


- Поймут, когда наш президент запляшет ча-ча-ча!


- Один мой друг, когда Ельцин заканчивал свое правление, сказал: «Следующий президент у нас будет сильным, энергичным, танцующим». Но следующий президент больше любит горные лыжи. Хотя, может, мы сами упустили возможность его убедить. 9 лет тому назад, когда я готовил первый Кубок мира, мы летели вместе в Санкт Петербург. В то время он был начальником отдела международных отношений…


- …а Людмила Путина, танцуя, подносила вам «Мартель»…


- Нет, ее не было. Моя супруга сидела у меня на коленях, он перебрался на ее место, и мы полчаса разговаривали о танцах, о возможностях организации международного турнира в Петербурге, о Кубке мира... Мы его пригласили, он согласился прийти, но мы забыли приглашение отправить. Тогда Владимир Владимирович был не очень большим начальником, и так вот сложилось. Или не сложилось. Но мы знаем, что его дочери к нам приходили на наши события, его ближайшие друзья. И я думаю, что, может быть, настанет день, когда президент в смокинге тоже появится и, может быть, даже что-нибудь станцует.


Саша Пушкарь, журнал «ЭГОИСТ generation»

bottom of page